Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Здравствуйте! Я рада на встрече У камина! Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

У нас в области много интересных и красивых мест, об одном из таких наслышаны были давно, но все никак не получалось его посетить.

Сентябрь у нас в этом году был по-летнему теплый и, понимая, что холодное время не за горами, решили воспользоваться моментом и куда-нибудь съездить. Куда? Решение было единогласным – Серафимовичский женский монастырь.

Но это его народное название, историческое же название — Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. 

Монастырь находится на берегу Дона, но, я думаю, не только поэтому его называют жемчужиной Донского края – в первую очередь это историческое и святое место, а может еще из-за внешнего вида главного храма монастыря – его стены в наши дни белоснежные.

Судьба Серафимовичского женского монастыря очень сложная, интересная, а еще на его территории находится святыня, преклониться к которой приезжают жители не только нашей области, но и жители соседних областей.

Я много нового узнала про это историческое место и решила поделиться с вами, надеюсь, вам будет интересно.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь


История монастыря

Почему в народе его называют Серафимовичским?

Все очень просто – он находится на территории г. Серафимовича Волгоградской области в 260 км от Волгограда. Но городом с таким названием он стал в 1933 году и назван в честь писателя Александра Серафимовича, который здесь жил. Ранее, с 1589 года, это была Усть-Медведицкая казачья станица войска Донского. Отсюда и историческое название монастыря.

Сам монастырь был основан в 1652 году и был он мужским. Изначально он располагался на левом берегу Дона и, несмотря на то, что это было подтопляемое место из-за весенних разливов, он просуществовал на этом месте почти сто лет. Но вода сделала своё дело и однажды, во время сильного разлива, разрушился деревянный храм монастыря. Это произошло во время утренней молитвы, но, к счастью, никто из братьев не пострадал.

И тогда было принято решение перенести монастырь на правый высокий берег Дона, на этом месте монастырь находится и по сей день. Был построен новый храм Преображения Господня, сначала деревянный, позже его разобрали и построили каменный.

К концу 18 века на земле войска Донского существовало уже 3 мужских монастыря. Но потребность в монастырской жизни была и у донских женщин. Выразительницей этого желания была вдова Мария Абрамовна Карпова, которая имела влияние в высших кругах общества и, по её ходатайству, донские атаманы просили Священный Синод о преобразовании Усть-Медведицкого монастыря в женский. В 1775 году это преобразование произошло.

Игуменья монастыря  — матушка Арсения

Игуменья АрсенияМонастырь стал знаменит и достиг наивысшего расцвета — материального и духовного – при пятой игуменьи монастыря матушки Арсении.

Её светлое будущее предсказали, когда ей было 3 года. Как только ей исполнилось 16 лет, она, отказавшись от замужества, пришла в монастырь и стала сестрой Арсенией. В миру она носила имя Анна Михайловна Себрякова. Она происходила из знатного рода, ее отец был влиятельным человеком в войске Донском.

У Анны было блестящее образование, она была изящна, красива, вела строгую, подвижническую жизнь, не гнушалась любой работы и вызывала у простодушных монахинь благоговейное чувство, она казалась им Ангелом Божиим. Она прошла путь от простой послушницы до игуменьи – в 31 год в 1864 году по просьбе сестер Арсения возглавила монастырь и была его настоятельницей 41 год. В 1905 году она умерла, ей было 72 года.

За годы её руководства монастырь из обители с одним храмом и убогими деревянными кельями превратился в настоящий город.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь в 1903 г.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь в 1903 г.

Вместо тесных и ветхих келий были построены двухэтажные корпуса для сестер и священнослужителей, гостиница для паломников, много хозяйственных построек. Первым делом она открыла школу, что бы обучать грамоте девочек из ближайших деревень и безграмотных монахинь. Позже была организована духовная библиотека, и открыто бесплатное женское училище, в котором получали четырехклассное образование девочки разных сословий.

При матушке Арсении были организованы рукодельные мастерские – швейная, стегальная, иконописная, причем матушка Арсения сама писала иконы. Одна из икон — «Плащаница Спасителя» — сохранилась до наших дней и находится в монастыре.

икона Плащаница Спасителя

икона Плащаница Спасителя

Монастырь со временем становился довольно посещаемым местом и, хотя на территории монастыря было уже два храма — храм Преображения Господня и храм Петра и Павла, но этого было недостаточно. И в 1874 году матушка Арсения получила благословение архиепископа на строительство Казанского собора.

Строить его решили на месте храма Петра и Павла, он был разобран и должен был совершиться молебен. Сколько людей прибыло на освящение места можно судить по тому факту, что из ямы, вырытой для пожертвований на строительство храма, деньги ведрами носили в дом игуменьи.

Казанский храм в форме креста строился по проекту известного архитектора И.И. Горностаева. Но что интересно, ещё в отрочестве матушка Арсения видела этот храм. У неё было чудное видение – она увидела величественный храм, на стенах которого золотыми буквами были написаны женские имена, было там и ее имя. И вдруг она услышала голос, который ей сказал, что она построит храм и что это имена ее сподвижниц.

Строился храм 11 лет и это были не простые годы. С самого начала матушке Арсении пришлось самой руководить работами, потому что в год, когда был заложен первый камень, умер архитектор проекта. Было много трудностей и очень часто не хватало средств, но строительство шло и порой деньги каким-то чудесным образом появлялись. Так было с колоннами – их привезли из Италии и они путешествовали по России почти два года, прежде чем она попали в монастырь. На то время, каждая колонна оценивалась около 180 рублей серебром, это были не малые деньги. По сей день так и не известно имя человека, кто сделал такое пожертвование. Благодаря этим колоннам храм выстоял среди всех советских перипетий и даже выдержал взрыв.

И наконец, в 1885 году Собор в честь Казанской иконы Божией Матери Усть-Медведицкой и Спасо-Преображенской обители был построен. На его освящение за две недели прибывали люди и палаточными городками располагались вокруг обители. Всего на освящении храма присутствовало более 15 тысяч человек, один только хор состоял из 500 человек.

Но это были не все великие дела матушки Арсении.

Одновременно со строительством храма, игуменья решила, в тайне от всех, рыть пещеры. Она это делала по ночам, но, вскоре послушницы ее выследили и стали просить ее, что бы она разрешила им ей помогать. Но она благословила на это дело только троих своих духовных дочерей. В общей сложности на обустройство пещер ушло 13 лет. Со временем стены пещеры были выложены красным кирпичом, оштукатурены, в нишах располагались иконы. Пещеры игуменьи Арсении представляли собой круг, образующийся из двух узких ходов. Матушка назвала их — «Крестный путь Спасителя» и «Страстной путь Божией Матери». Она хотела создать под землей пещерный храм, но не успела. По пути хода имеются ответвления на небольшие кельи для молитвенного уединения. Сейчас большая часть сохранившихся пещерных ходов закрыта для туристов и паломников. Туда ходят только сами монахини, и то редко.

Допускаются туристы и паломники только в одну келью, где находится чудотворная святыня обители — святой камень Пресвятой Богородицы, его еще называют Монашкин камень или камень Арсении. Камень представляет собой прямоугольную глыбу, на которой отпечатались женские ладони и колени.

святой камень Пресвятой Богородицы

святой камень Пресвятой Богородицы

Есть две версии появления этих следов.

По одной, отпечатки принадлежат игуменье Арсении, которой явилась Богоматерь и велела молиться на этом камне. Молитва монахини была столь горяча, что камень под ней размягчился.

По другому преданию, это след самой Девы Марии. А камень плавно спустился с небес прямо в руки Арсении во время её молитвы Богородице.

Следы на глыбе действительно кажутся оплавленными. Советские ученые, решив «разоблачить святыню», проводили ультразвуковые исследования камня. Результаты оказались неожиданными – во-первых, они ни не смогли определить породу этого камня, а во-вторых, следы не были сделаны каким-нибудь механическим способом, как они предполагали. В месте следов структура камня оказалась намного плотнее, чем края камня.

Считается, что помолившись у камня и приложившись к нему губами, можно избавиться от различных болезней, обрести покой, камень помогает при бесплодии. На нём освящают иконы, нательные кресты. Иногда камень мироточит.

Удивительно то, что камень много раз пытались вытащить из пещер, но пока это никому не удалось. Иногда людей охватывает панических страх, а иногда камень становится настолько тяжелым, что его просто невозможно сдвинуть с места. И если даже получалось хоть немного его сместить, то позже он возвращался на место.

Жизнь монастыря после революции

С приходом Советской власти монастырь был закрыт, монахинь вместе с игуменьей Святославой сослали по этапу, на территории монастыря была устроена детская колония для беспризорников. Позже в самом Казанском храме была устроена электростанция и, благодаря этому храм не был разрушен и дожил до наших дней. После ВОВ там был и пионерский лагерь и птицеферма.

И когда в 1990 году монастырь был возвращен православной церкви, это представляло собой жуткое зрелище. Практически все постройки были разрушены, стены храма и колонны были исписаны нецензурными надписями, внутри храма была полная разруха, были разрушены перекрытия, в некоторых местах не было крыши.

С 1992 года началось восстановление Усть-Медведицкого монастыря, сначала его сделали мужским, а с 2001 года монастырь вновь стал женским.

Рассказывают, что во время восстановления Казанского собора произошло одно необъяснимое явление.

Когда монастырь вернули, то монахини первым делом решили навести порядок в храме. Они стали счищать нецензурные надписи, белить стены и вдруг обнаружили, что надписи на колокольне стали бледнеть и вскоре исчезли совсем.

Но полностью восстановить Казанский собор было не так просто, на это ушло 20 лет и открыт для посещений он стал только в 2012 году. В 2003 году начали строительство храма Преображения Господня.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский  монастырь сегодня

Поездка нам очень понравилась, не зря этот монастырь является одним из самых посещаемых исторических мест Волгоградской области.

Сейчас это, конечно, обустроенная территория и даже не верится, что не так давно здесь была разруха. Очень понравились храмы.

Белоснежный Казанский собор поражает своим величием, он состоит из двух храмов: верхний — Собор в честь Казанской иконы Божией Матери и Нижний храм в честь святого преподобного Арсения Великого и здесь же вход в пещеры. Мы приехали поздновато, но все-таки успели попасть в пещеры и преклониться к святому камню.

Собор Казанской иконы Божией Матери

Собор Казанской иконы Божией Матери

Храм Преображения Господня — внутрь мы не попали, но насладились его красотой, гуляя по территории монастыря, особенно его золотыми куполами. Их 33 – в честь земной жизни Спасителя.

Храм Преображения Господне

Храм Преображения Господне

Четвертый храм обители — Никольский надвратный храм в честь святителя Николая был освящен совсем недавно, в июле этого года. Он находится на втором этаже надвратной колокольни.

Никольский надвратный храм

Никольский надвратный храм

Помимо красивых храмов, на территории обители много всевозможных построек и для самих жителей монастыря и для приезжих, большая церковная лавка, очень красиво обустроена вся территория – есть небольшой водопад, очень много цветов, различных растений. Словами и не пересказать эту красоту, а какой чистый воздух. Трудами Матушки игуменьи Георгии и сестер обители каждый уголок монастыря согрет любовью и заботой.

Прогулка по Усть-Медведицкому монастырю

Дома для жителей монастыря, паломников, гостей

Звонница Усть-Медведицкого монастыря

Звонница Усть-Медведицкого монастыря — оставшаяся часть дома матушки Арсении

водопад Усть-Медведицкого монастыря

водопад Усть-Медведицкого монастыря

Вид на реку Дон с территории монастыря

Вид на реку Дон с территории монастыря

территория Усть-Медведицкого монастыря

территория Усть-Медведицкого монастыря

После посещения всех достопримечательностей Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря мы решили спуститься к реке и устроили небольшой пикничок.

На берегу Дона

На берегу Дона

Потом решили еще немного задержаться — полюбоваться закатом.

закат на Дону

Закат на Дону

Вот такая получилась у нас замечательная поездка. В этот раз, к сожалению, не получилось поехать всей нашей дружной семьёй, поэтому уезжали мы с твердым убеждением обязательно посетить это благодатное место ещё раз, а может и не раз.

Елена Касатова. До встречи у камина.

 

 

 

 

 


Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.